Государственная итоговая аттестация для 9-классников 2024/25 учебного года
В феврале 2024 года совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 89/208 были утверждены Особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, форм проведения государственной итоговой аттестации и условий допуска к ней в 2023/24, 2024/25, 2025/26 учебных годах.
Согласно данному приказу в Луганской Народной Республике в 2024/25 учебном году выпускники 9 классов будут проходить государственную итоговую аттестацию по своему выбору в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) или в форме основного государственного экзамена (ОГЭ).
ОГЭ: что это такое?
Основной государственный экзамен – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
К ОГЭ допускаются ученики 9-го класса, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план, а также имеющие «зачет» по итоговому собеседованию по русскому языку.
ГВЭ: чем он отличается от ОГЭ?
Государственный выпускной экзамен – это форма государственной итоговой аттестации. В сравнении с ОГЭ проводится в упрощенной форме. Однако для допуска к данной форме также необходимо соблюсти требования, указанные выше.
Для проведения государственной итоговой аттестации в Луганской Народной Республике выпускникам будут предложены задания 100-ых вариантов ГВЭ.
Еще одно отличие ГВЭ от ОГЭ – во время проведения аттестации чаще используются не тесты, а проверочные работы.
Предметы для сдачи и получение результатов
Предметы для сдачи ГВЭ, как и для ОГЭ, делятся на два типа: обязательные и по выбору. Обязательные предметы - русский язык и математика.
К экзаменам по выбору относятся: обществознание, история, химия, биология, литература, физика, иностранный язык, информатика.
Для проведения ОГЭ используются стандартизированные материалы, содержащие задания с краткими и развернутыми ответами.На основе баллов, полученных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается суммарный первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
При проведении ГВЭ, например, экзамен по математике представляет собой контрольную работу, похожую на те, что решали ученики в течение учебного года, а экзамен по русскому языку проводится в форме сжатого изложения с творческим заданием.При оценке экзаменационной работы эксперты используют первичные баллы. Далее из них складывается итоговая оценка,соответствующая пятибалльной системе.
Сроки сдачи
Обычно основной период государственной итоговой аттестации проходит в мае-июне. Расписание ежегодно утверждается приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Для тех, кто не справился с первого раза,предусмотрен дополнительный период, проводимый в сентябре.
Для сдачи государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ либо ОГЭ в школе необходимо написать заявление с указанием выбранных дисциплин не позднее 1 марта 2025 года.
Подготовка к сдаче
К государственной итоговой аттестации вне зависимости от выбранной формы нужно готовиться. Чтобы понимать, какие задачи придется решать ученику на ГВЭ или ОГЭ, какие формулировки используются в вопросах, и чтобы оценить сложность работы, можно взять задания из открытого банка Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Демонстрационные варианты контрольных работ есть в открытом доступе https://fipi.ru.
Зачем сдавать?
Государственную итоговую аттестацию в форме ГВЭ либо ОГЭ необходимо сдать для того, чтобы получить аттестат об окончании школы.Необходимо помнить, что баллы, полученные на экзаменах, учитываются при выставлении итоговых отметок.
На основании имеющегося аттестата о босновном общем образовании выпускник имеет право подать документы для поступления в профессиональную образовательную организацию (колледж, техникум) либо продолжить обучение в 10 классе общеобразовательной организации.
Участники ГИА-9 в 2025 году с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды
Форма проведения ГИА-9
Для участников ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья (далее — с ОВЗ), участников ГИА-9 - детей-инвалидов и инвалидов ГИА-9 по их выбору проводится в форме ГВЭ или в форме ОГЭ только по обязательным учебным предметам («Русский язык» и «Математика»). При этом допускается сочетание указанными участниками ГИА-9 форм проведения ГИА-9 (ОГЭ и ГВЭ).
Участники ГИА-9, вправе изменить форму ГИА-9, указанную ими в заявлениях. В этом случае указанные участники ГИА-9 подают в государственную экзаменационную комиссию заявления с указанием измененной формы ГИА-9. Указанные заявления подаются не позднее чем за две недели до дня начала соответствующего экзамена.
Особенности подачи заявления об участии в ГИА-9
Участники ГИА-9 с ОВЗ при подаче заявления об участии в ГИА-9 (далее - заявление), предоставляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК).
Участники ГИА-9 - дети-инвалиды и инвалиды при подаче заявления, предоставляют оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, или документ об установлении инвалидности или категории "ребенок-инвалид", выданный уполномоченным органом Луганской Народной Республики, а также копию рекомендаций ПМПК (в случае их ее наличия).
Условия проведения ГИА-9, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития
Для участников ГИА-9 с ОВЗ, участников ГИА-9 — детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе в учреждениях здравоохранения, в которых обучающиеся находятся на длительном лечении, обеспечиваются следующие условия проведения ГИА-9:
1) проведение ГИА-9 в форме ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме по желанию;
2) беспрепятственный доступ участников ГИА-9 в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов (при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже), наличие специальных кресел и других приспособлений);
3) увеличение продолжительности итогового собеседования на 30 минут;
4) увеличение продолжительности экзаменов по учебным предметам — на 1,5 часа;
5) организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена.
Для участников ГИА-9 с ОВЗ, для лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях, для участников ГИА-9 — детей-инвалидов и инвалидов обеспечиваются следующие специальные условия учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития, в соответствии с рекомендациями ПМПК:
1) присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им передвигаться и ориентироваться в ППЭ, занять рабочее место, прочитать задания, заполнить регистрационные поля бланков, в том числе дополнительных бланков, перенести ответы на задания КИМ в бланки, в том числе дополнительные бланки;
2) использование на ГИА-9 необходимых для выполнения заданий технических средств;
3) оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников ГИА-9);
4) привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников ГИА-9);
5) оформление КИМ рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников ГИА-9);
6) копирование в увеличенном размере экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии члена ГЭК; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами (лупа или иное увеличительное устройство); индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников ГИА-9);
7) выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере (в соответствии с рекомендацией ПМПК).
ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ
Памятка для учеников и родителей о порядке проведения итогового собеседования (ИС-9)
ЗАЧЕМ: Итоговое собеседование проводят для учеников 9-х классов как условие допуска к ГИА-9
КОГДА И ГДЕ ПРОВОДЯТ:
В 2024 году итоговое собеседование пройдет 14 февраля (основная дата).
Испытание начинается в 09:00 по местному времени.
Итоговое собеседование проходит в школах, где обучаются участники, или в других местах, которые определит региональный орган исполнительной власти.
КАК ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ НА ИС-9:
Для участия в итоговом собеседование ученики 9-х классов подают в свою школу заявление. Срок – до 01.02.2025 г.
КАК ПРОХОДИТ ИС-9:
Вход в школу начинается с 08.00. При себе необходимо иметь паспорт, иной документ, удостоверяющий личность.
Рекомендуем не опаздывать! Если участник опоздал, его допускают к итоговому собеседованию по решению ответственного организатора ИС-9.
Рекомендуем взять с собой:
-паспорт;
-ручку (гелевую или капиллярную с чернилами черного цвета);
-лекарства и питание (при необходимости);
-специальные технические средства для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов (при необходимости).
Иные личные вещи участники оставляют в специально выделенном для хранения месте.
Во время проведения итогового собеседования участникам запрещено иметь при себе:
-средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру;
-справочные материалы;
-письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
Участники итогового собеседования ожидают своей очереди в аудитории ожидания. Итоговое собеседование проводят в аудитории проведения, которую оснащают средствами аудиозаписи ответов участников.
Организатор приглашает участников по списку. Участники перемещаются от аудитории ожидания к аудитории проведения, а также по школе во время проведения итогового собеседования только в сопровождении организатора.
В аудитории проведения участника ожидает собеседник, который ведет диалог с участником. Перед началом итогового собеседования собеседник проверяет документы участника и проводит краткий устный инструктаж. Инструктаж включает в себя информацию о количестве заданий и о действиях участника во время итогового собеседования. После инструктажа собеседник предоставляет участнику задания и засекает время начала итогового собеседования.
Внимание! Время на подготовку к каждому заданию ограничено – от 1 до 3 минут в зависимости от задания.Общая продолжительность проведения итогового собеседования для одного участника (включая время на подготовку) составляет в среднем 15 минут.
Когда итоговое собеседование закончилось, участник по своему желанию прослушивает аудиозапись своего ответа, чтобы убедиться, что аудиозапись без сбоев, в ней отсутствуют посторонние шумы и помехи, голоса отчетливо слышны.
КТО И КОГДА СДАЁТ ПОВТОРНО:
Если выявили некачественную аудиозапись ответа участника итогового собеседования сразу после окончания итогового собеседования, ответственный организатор образовательной организации составляет Акт о досрочном завершении итогового собеседования по русскому языку по уважительным причинам. После этого участнику предоставляют возможность повторно пройти итоговое собеседование в дополнительные сроки или в день проведения итогового собеседования с использованием другого варианта КИМ итогового собеседования, с которым участник не работал ранее. Выбор предоставляют в случае наличия технической возможности для повторной процедуры в день проведения итогового собеседования и согласия участника итогового собеседования.
Если участник не может завершить итоговое собеседование по состоянию здоровья или другим объективным причинам, он вправе покинуть аудиторию проведения итогового собеседования. Организатор оформляет Акт о досрочном завершении итогового собеседования по русскому языку по уважительным причинам. Такие участники проходят итоговое собеседование повторно в дополнительные сроки, когда документально подтвердят уважительную причину завершения испытания.
Еще в дополнительные сроки могут могут быть допущены к испытанию выпускники, которые не завершили итоговое собеседование по неуважительной причине. Например, нарушили порядок итогового собеседования – имели при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
Также повторно в дополнительные сроки допускают учеников 9-х классов, которые получили «незачет» по итоговому собеседованию или не явились на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), которые подтверждают документально.
13 марта и 15 апреля – дополнительные сроки, чтобы пройти итоговое собеседование в 2024 году.
КОГДА МОЖНО ПОПРОСИТЬ ПЕРЕПРОВЕРИТЬ РАБОТУ:
Если ученик повторно получил «незачет» за итоговое собеседование, он вправе подать в письменной форме заявление на проверку аудиозаписи устного ответа комиссией по проверке итогового собеседования другой образовательной организации или комиссией, сформированной в местах, которые определил региональный орган исполнительной власти.
Порядок подачи заявления и организации повторной проверки итогового собеседования определяет региональный орган исполнительной власти.
СКОЛЬКО ДЕЙСТВУЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Результат итогового собеседования как допуска к ГИА – бессрочно.
ДЛЯ УЧАСТНИКОВ С ОВЗ, ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ИНВАЛИДОВ
Ученики с ОВЗ к заявлению на участие в итоговом собеседовании прилагают оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций ПМПК. Дети-инвалиды и инвалиды добавляют к заявлению оригинал или заверенную копию справки, которая подтверждает инвалидность. Чтобы пройти испытание на дому или в медицинской организации, ученик прилагает к заявлению медицинское заключение и рекомендации ПМПК.
Для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность итогового собеседования увеличивают на 30 минут.
При предъявлении рекомендации ПМПК для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов могут быть организованы специальные условия для проведения итогового собеседования, которые учитывают состояние здоровья и особенности психофизического развития. Например, на испытании могут присутствовать ассистенты или использоваться специальные технические средства, чтобы выполнить задания.
Участники итогового собеседования, которым особенности психофизического развития не позволяют выполнить задания КИМ в устной форме, могут выполнять задания письменно при наличии рекомендаций ПМПК. При проведении итогового собеседования в письменной форме допускается использование черновиков. Письменная форма работы оформляется на листах бумаги со штампом школы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕРЫ:
Региональный орган исполнительной власти определяет порядок проведения итогового собеседования. В случаях, когда возникает угроза чрезвычайной ситуации и проведение итогового собеседования в установленные сроки невозможно по объективным причинам, региональные власти связываются с Рособрнадзором. Это необходимо, чтобы рассмотреть возможность переноса сроков проведения итогового собеседования вне сроков, которые Рособрнадзор установил для испытания.
Итоговое собеседование может проводиться в дистанционной форме. Решение о форме и порядке проведения итогового собеседования определяют региональные власти. Решение провести итоговое собеседование в дистанционной форме могут принять для всех участников или определить конкретные категории участников. Например, итоговое собеседование могут провести в дистанционной форме только для учеников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов. Об изменениях формы и порядка проведения итогового собеседования школа заранее сообщит участникам и их родителям (законным представителям).
Скоро итоговое сочинение
Эксперты подготовили банк заданий и разбили его на следующие разделы и подразделы:
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения
Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек
3.4. Язык и языковая личность
Примеры итоговых сочинений 2024 - 2025 уч.года
РАЗДЕЛ "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека"
РАЗДЕЛ "Семья, общество, Отечество в жизни человека"
РАЗДЕЛ "Природа и культура в жизни человека"
Психологическая подготовка к ГИА
ГИА 9 класс
ГИА 11 класс
Готовимся к ЕГЭ-2025 заранее!
Рособрнадзор и Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) проведут серию онлайн-консультаций «На все 100!» для участников ЕГЭ и педагогов.
Трансляции будут доступны с 14 по 25 октября на официальных страницах Рособрнадзора в ВКонтакте (https://vk.com/rosobrnadzor) и Rutube. (https://rutube.ru/channel/25110944/)
Присоединяйтесь к эфирам и задавайте свои вопросы разработчикам ЕГЭ!
Вебинары для подготовки к ЕГЭ
Официальные сайты ЕГЭ:
www.fipi.ru - сайт ФИПИ (открытый банк заданий ЕГЭ, демоверсии, кодификаторы, спецификации)
www.obrnadzor.gov.ru - официальный сайт Рособрнадзора (Федеральная служба по надзору в сфере образования)