Пожалуй, задача у библиотеки осталась неизменной – передача собранного в ней мирового культурного наследия следующему поколению за счет приобщения к чтению и формирования личности, потребностью которой является овладение этим самым наследием. Изменились условия, в которых задача эта решается.
Библиотека
Режим работы
Телефон
Место и роль библиотеки в современной школе
Мы – типичные жители большого города начала XXIвека: новости узнаем из Интернета, живому общению предпочитаем SMS-ки, тишину музеев и библиотечных залов охотно поменяли на гул рекламы в супер- и гипермаркетах. Ушло в прошлое благоговейное отношение к книге, мы - уже не самая читающая страна мира и не стоим в длинных очередях за дефицитными изданиями. Но если на вопрос: «Когда вы в последний раз посещали библиотеку?», Вы отвечаете: «Совсем недавно», то, скорее всего, вы либо студент, либо имеете в виду именно школьную библиотеку, которая, на мой взгляд, сегодня является наиболее доступной культурно-образовательной средой для миллионов школьников и учителей. Что представляет собой библиотека в школе? Зачем нужна она сегодня? Какие задачи решает?
Пожалуй, задача у библиотеки осталась неизменной – передача собранного в ней мирового культурного наследия следующему поколению за счет приобщения к чтению и формирования личности, потребностью которой является овладение этим самым наследием. Изменились условия, в которых задача эта решается.
К сожалению, очень многие дети, приходящие сегодня в школу, не имеют потребности в чтении. Семьи, в которых не формируется любовь к чтению, разные: в одних – книжное изобилие, формирующее пресыщенность ребенка. Здесь родители, а чаще даже бабушки, покупают книги для себя, но детей это не очень интересует, поскольку, зачастую, материальное благополучие семьи достигается почти круглосуточной работой взрослых, на общение с ребенком и спокойное чтение в семейном кругу времени не остается. В других - книга не рассматривается как предмет первой необходимости для ребенка, а чтение не является привычным занятием самих родителей. Конечно, и в наше время есть 1.jpgприятные исключения из правил: находятся-таки те, кто, урывая время от сна, под одеялом втайне от родителей перелистывает страницы полюбившихся книжек. Но, к сожалению, таких детей очень и очень немного. Так что, школьной библиотеке приходится большинство юных читателей не просто воспитывать как читателей, а начинать это делать.
Поэтому первой, и может быть, самой главной задачей школьной библиотеки является привитие ребенку вкуса к самому процессу чтения, любви к тишине и особому запаху книжных собраний, умения не только следить за развитием сюжета, но и получать удовольствие от самого перелистывания страниц в атмосфере библиотеки. Произойдет или нет чудо рождения Читателя, на этом этапе зависит даже не от размера книжного фонда, а, скорее, от атмосферы школьной библиотеки – уюта в помещении, доброжелательности библиотекаря и его стремления открыть ребенку мир книги.
И еще, на мой взгляд, обязательным условием успешности этого процесса является наличие читального зала, в котором есть возможность удобно расположиться с книгой. Насколько я знаю, читальные залы школьных библиотек проектами не предусмотрены и здесь уже каждое учебное заведение пытается найти выход самостоятельно.
Но как только читатель родился, ему необходимо создать условия для развития – во-первых, это должно быть наличие в фонде тех книг, которые интересны именно этому маленькому человеку, а интересы-то у наших детей очень разные. Вот теперь и нужен грамотный и обоснованный подбор литературы.
Процесс воспитания читателя – это задача педагогическая и очень важная для развития личности ребенка. В этом вопросе отечественная школа имеет много положительного опыта, многое активно используются, но есть и незаслуженно забытые достижения. К сожалению, ушла в прошлое отличная традиция русской школы – много учить наизусть. Со ссылкой на перегрузки наших детей, объем обязательного запоминания литературных текстов в школьной программе сокращается, да и количество самих уроков чтения и литературы не становится больше. А это значит, что задача развития памяти, а значит, и мышления в значительной степени переносится из урочного времени на часы дополнительных внеурочных занятий.
Работает здесь целый комплекс внеклассных мероприятий, организатором которых становится школьная библиотека. Традиционными для школы стали конкурсы чтецов, общешкольные конкурсы у нас проводятся ежегодно, их тематика определяется методическим объединением учителей словесности. Хочется отметить, что не только ученики начальной школы, но и старшеклассники охотно участвуют в таких мероприятиях: с помощью учителей литературы и библиотекаря подбирают стихи, оттачивают интонации, интересуются приемами актерского мастерства.
Но школьная библиотека – это еще и серьезная исследовательская работа. Библиотечные уроки и тематические выставки, освоение культурного пространства своего народа, обзоры литературы и поиск необходимых материалов. От умения найти нужную книгу до информационной компетентности. От знакомства с научно-популярной и справочной литературой до формирования навыка взаимодействия с информационной средой. До воспитания мировоззренческой идеи, в которой позиция «образование на всю жизнь» постепенно заменяется у выпускника потребностью «образование в течение всей жизни». Это кропотливая работа с современными старшеклассниками, которых часто отличает клиповое мышление в сочетании с «девичьей памятью» и «юношеским нигилизмом» на фоне неконтролируемого обилия источников информации. У библиотеки есть реальная возможность собрать в сознании ученика единый мир, разделенный в школе на отдельные учебные дисциплины и в спокойной остановке поработать с каждым ребенком индивидуально.
Нельзя не отметить, что воспитывает наша библиотека не только учащихся, но и учителей. Подбор материалов периодической печати, рекомендации для чтения, обзор интересных новинок – это то, что притягивает в библиотеку взрослых. И снова учет индивидуальных интересов, внимание к каждому, спокойная атмосфера и грамотно подобранный фонд.
Основой для ежедневной кропотливой работы библиотекаря служат и его собственная исследовательская практика, и свободное владение соответствующими информационными технологиями, и превращение компьютера в привычный рабочий инструмент, и организованный доступ к электронным ресурсам Интернета, и использование разнообразных инновационных библиотечных методик. Современной школе нужна современная библиотека.
Можно ли представить себе школу без библиотеки? Видимо да, ведь представить можно все, но это будет другая школа в значительной степени лишенная духовности, праздника и частички атмосферы человеческой культуры. Такая школа вряд ли будет интересна детям, родителям, учителям и государству. Небольшое структурное подразделение, на первый взгляд, не включенное непосредственно в процесс обучения, в действительности влияет на все компоненты образовательного процесса, активно работает на общий результат. Школьная библиотека сегодня – это особое, прежде всего, педагогическое структурное подразделение школы, способствующее формированию единой информационной образовательной среды учебного заведения, направленной на развитие личности учащегося и повышение качества его образования.
Характеристики библиотеки
- Площадь библиотеки
- 47,2
Обеспечение учащегося учебниками
Списки необходимых учебников и наличие их в библиотеке
Электронные образовательные ресурсы
Каталог электронных ресурсов школы и сети интернет для детей и педагогов
Фотографии

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК
Документы международного уровня (документы ООН, ЮНЕСКО, ИФЛА, международные соглашения и стандарты)
Нормативные документы, принятые на уровне Федерального законодательства
Приказы Минобрнауки России, регламентирующие Федеральный перечень учебников
Законодательство Российской Федерации
Постановления и Распоряжения Правительства
Документы Министерства просвещения Российской Федерации
Ведомственные документы. Приказы Росстандарта. ГОСТы